Как сделать автомобильное путешествие удачным
Опубликовано Андрей в чт, 17/03/2011 - 08:42
за их бесценный опыт, использованный при
составлении этой статьи,
а так же в разработке путешествий.
Недавно меня спросили: "А как у тебя получается планировать интересные поездки?"
Задумался - правда не надолго, и решил таки написать как. Решение зрело давно, потому как при выездах на природу давно сложился определенный свод правил, следование которым делает поездку удачной, не следование - запоминающейся (к сожалению, не в хорошем смысле этого слова).
Итак, вводная для наших поездок (а она у каждого своя):
Путешествие хорошей компанией.
Посещение интересных и красивых мест, по возможности на автомобиле.
Проезд на автомобиле почти до всего того, что хотелось бы посетить.
Проезд автомобилем до мест обеда и ночевки.
Сделать так, чтобы асфальтовые дороги, преодоление грязи, бродов и т.д. не занимали основное время и не являлись целью поездки, а были на втором плане.
Длительность поездок 3-4 дня, планируемое расстояние 500-1500км.
Добавление к вводной - поездки проходят по диким, зачастую трудно проходимым для стандартной машины местам, что конечно повышает требования к автомобилю, но, учитывая сказанное выше, не до запредельных высот ТР3 или Прототипа. Пока хватает и этого. Хочется конечно большего, но основной цели "зарыться в говны", в наших поездках нет. Хотя "говны" само-собой присутствуют - ведь дороги на красивые и неиспорченные человеком места обычно трудно проходимы.
Итак, когда все ясно, начнем с освещения темного дела - разработки маршрута. Желательно его начать детально разрабатывать минимум за две недели до поездки, чтобы нормально все спланировать.
Важно выяснить по максимуму, все об интересующих местах, включая фотографии, подъезды и состояние дорог и по возможности спутниковые треки. Зачастую, к сожалению, все выяснить нельзя, например как с водяной мельницей в деревне Мари-Сола, которую разобрали, но ведь кто-то должен быть первым?
Стоит это делать еще и за тем, что обычно интересные места стоят скопом, и о некоторых узнаешь только когда вернешься. Пример - Берестнятский водопад в сентябрьской поездке. Про ущелье холодильник, или городище на Буржатском утесе, я не знал, хотя сам прорабатывал маршрут.
Так же важны впечатления путешественников о гостеприимстве местных жителей. Учтите этот пункт.
Рассчитывается:
А) Простой маршрут - например, если целый день едем по трассе, лесу или гравийке с одинаковой скоростью:
Длина маршрута = 5 (часов за рулем в день) * скорость передвижения (если скорость константа) * количество дней
Б) Сложный маршрут - отрезок трассы, затем лесная дорога, затем отрезок бездорожья, затем брод через речку, затем отрезок гравийки, затем снова асфальт, и т.д.
Итог - скорость движения разная, расстояние отрезков тоже разное.
В этом случае:
Длина маршрута = Длина маршрута дня N 1 + ....+ Длина маршрута дня N N
Длина маршрута рассчитывается из тех же 5 часов за рулем в день.
То есть (как проверить успеете проехать запланированное за 1 день или нет):
Длина участка1/Скорость участка1 + ....+ Длина участкаN/Скорость участкаN =< 5
Скорость передвижения (делать срезки или нет):
асфальт - 90км. Следует учитывать состояние покрытия, например, в последний раз, в Кировской области скорость колебалась от 30км в час до 100.
не асфальт - от 15км в час. Самый важный момент в проработке маршрута. Во первых, потому что к каждому такому участку надо добавлять 1 час на всякий случай, а во вторых надо еще раз внимательно смотреть карту.
Ведь 15км без дорог = 100км по дорогам (по затраченному времени, не считая возможных засад).
А теперь увеличим 30км без дорог = сколько км по дорогам? Чувствуете разницу? Если ничего интересного (кроме преодоления бездорожья) на данном участке нет, и есть возможность его объехать, то стройте маршрут через асфальт.
Самое важное - при съезде с асфальта: "Помните, что скорость движения эскадры равняется скорости самого медленного корабля!" Применительно к бездорожью это означает, что маршрут надо строить исходя из проходимости самого неподготовленного автомобиля. Плюс к этому учитывайте его вес. Например, несмотря на то, что у вас может быть заряженный по самое ТР3 Сузуки Самурай, хорошо застрявший Хаммер вы не вытащите никак.
Почему именно 5 часов за рулем в день - проверено чужим и своим опытом, что это время максимально возможно для совмещения отдыха и поездки. Меньше можно - больше на любителя.
Учитывайте, что остановки, фотографирование местности, обед, пешие прогулки, и главная цель - достопримечательности (мы же за ними едем!) это еще как минимум столько же! А еще есть установка лагеря на ночлег и готовка ужина и завтрака. Плюс отдых 2 часа. Это еще + 8часов.
Итого:
дорога 5 часов,
непредвиденные случаи и ошибки в расчетах 2 часа минимум, обычно больше,
прогулки и отдых 8 часов,
сон 9 часов.
Пропорцию нарушать надо очень осторожно. К тому же уставший и сонный водитель на трассе - ... продолжать, я думаю, не стоит.
Выбирая места ночевок постарайтесь оказаться как можно дальше от цивилизации в виде деревень, сел и лесных делянок. Дело в том, что как это не странно звучит местные жители в своей массе очень сильно не любят путешественников. Не то чтобы когда они были маленькими их пугали голодными туристами или молодые парни с рюкзаками и гитарами выпили у них в деревне всю самогонку и испортили лучших представительниц женского полу. Дело не в этом, просто, к сожалению, мировоззрение российской глубинки таково: "Наворовали денег в своих городах. Машин понапокупали и разъезжают тут пылят. С жиру бесятся." об этом состоянии души отлично написал Владимир Высоцкий: "У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает". А пуще местных жителей следует опасаться дачников, эти ребята искренне уверены, что купив участок в четыре сотки они автоматически получили в личное пользование десять гектар вокруг и все что передвигается по их законной земле вызывает крайнюю степень раздражения.
В свете всего выше изложенного категорически рекомендую укрыть свой лагерь от глаз местных жителей, потому как в противном случае велика вероятность, что ночью цвет местных бичей выйдет к вашему костру и начнет клянчить деньги и просить налить водки, если вы им не откажете они осядут у вас до утра и выгнать их не будет никакой возможности поэтому в подобной ситуации советую сразу же в максимально жесткой форме им отказать.
Несколько дополнительных моментов, которые следует учесть, прежде чем отправляться в путь:
Вот вроде бы на данный момент и все, со временем я думаю, добавлю еще что-нибудь.
Ну и самое главное - следуйте разработанному маршруту! Пусть такая поездка запоминается меньше, зато это будут хорошие воспоминания!
Счастливых вам дорог!
В статье использовались фрагменты чужого опыта (все равно лучше уже не напишешь):
http://nemodniy.ru/
Спасибо Леониду Минделю и
Николаю Чуксину
1) Места, где хочется побывать. Должны располагаться "кустом" с радиальными выездами из базового лагеря, или по линии движения маршрута. Можно с небольшими ответвлениями от основной линии.
- 2) Длина маршрута. Самый ответственный пункт.
- 3) Места ночевок.
- 4)Распишите маршрут по часам. Потом все равно будут нарушения, но зато в любой момент ясно, насколько идет отставание от графика, и чем нужно жертвовать, чтобы опять в график войти.
- 5)Проработайте заправки - где, когда и при каком остатке бензина в км заправляемся (чтобы хватило до ближайшей, следующей).
- 6)Проработайте координаты автосервисов и магазинов запчастей, а так же местного ГИБДД и контролирующих их служб - хорошо иметь при себе номера телефонов на всякий случай.
- 7)Несмотря на наличие в поездках до нескольких ноутбуков маршрут и карты должны быть обязательно распечатаны! И один экземпляр оставьте дома, чтобы знали где вас искать.
- 8)Ну и самое неприятное - сходы с маршрута, а так же перенос мест ночевок тоже должны быть проработаны заранее.
- I)В внедорожное путешествие поодиночке ездить не принято, потому как мало ли чего может случиться в пути, да и вечера коротать в компании всегда интереснее. Но вот вопрос выбора партнеров по путешествию далеко не праздный. Потому что вам вместе делить тяготы и радости пути находится, так сказать, в одной упряжке в течение всей поездки.
- Ехать в дальнюю даль с малознакомыми людьми я вам категорически не советую. Конечно есть вероятность что во время борьбы с бездорожьем, усталостью и голодом эти малознакомые товарищи откроются вам с неизмеримо лучшей стороны относительно того какими вы знали их до этого, но это вероятность уверенно стремится к нулю, скорее всего они окажутся капризными, истеричными и подлыми гадами (вы, кстати, откроетесь для них с той же стороны). Отдых будет испорчен презрением друг к другу, а вернувшись вы дадите себе зарок больше никуда и никогда с ними не ездить, но будет уже поздно.
- Поэтому отправляться в путешествие лучше со старыми проверенными друзьями которых вы знаете как облупленных и в состоянии правильно понять тот смысл, который они вкладывают в слова и поступки.
- Так же категорически не рекомендую брать с собой необстрелянных в полевых условиях девушек. Потому как на невинный вопрос: "А что, гостиницы с джакузи в этой вашей тайге нет?" сопровождаемый частыми хлопками ресниц, ответить положительно вы не сможете. А ответ на следующий вопрос: "Это что же значит я до завтра душ не приму?" послужит стартовым флажком для истерики, которая через какое-то время перейдет в катотонический ступор. Не все девушки (как собственно и юноши) в курсе, что в тайге в качестве душа выступают холодная вода из порожистой реки теплая вода разогретая в котелке, в качестве же банщиков выступают разнокалиберные кровососущие насекомые. Поэтому перед дальней поездкой городскую спутницу (или спутника) стоит предварительно вывезти в лес дня на два и посмотреть что там с ней будет. И только основываясь на полученных данных решать брать ее с собой или нет.
- Если вы все-таки берете с собой кого-то в первый раз, постарайтись продумать места аварийного "ссаживания", и предупредите об этом заранее. Или предусмотрите бытовые мелочи (котлы, пилы и т.д.) для разделения народа на несколько автономных команд - данный ньюанс очень сильно дисциплинирует. Опять-же если его обговорить заранее. Если не обговорить - может сработать с точностью до наоборот, чего ни в коем случае делать не советую. В каком составе группа выехала в таком должна и вернуться.
- Если же уж очень приперло разделится, отнеситесь к этому спокойно и ответственно, и сделайте это в населенном пункте, дав возможность человеку беспроблемно вернуться домой. Для успокоения совести пусть он при вас позвонит родным, и скажет им свое местонахождение, и обратный маршрут домой.
- II) Идеальное количество человек в одной машине - три, и не скучно и не тесно. То же относиться и к количеству машин в группе. Три - лучший вариант. Путешествовать большой компанией безопасно, всегда есть подстраховка на случай поломки. Но когда количество машин переваливает за четыре-пять, средняя скорость движения сильно снижается из-за того, что количество вынужденных (и не очень) остановок существенно возрастает.
- Само собой, хорошо когда все машины в "одной весовой категории" - по степени подготовленности, весу, и настрою хозяев по части преодоления бездорожья.
- III)Дата и время в фото и видео аппаратуре должны быть настроены одинаково! Желательно по времени GPS приемника. Поверьте это очень важно, ведь когда вы вернетесь домой, и будете разбирать фотографии, будет очень трудно разобрать, что кто и когда снимал, если время у всех фотографий разное. Сейчас существует куча программ, позволяющим вставить координаты фотоснимка в сам снимок. Таким образом все снимки привязываются к месту на карте, где они сделаны. Для этого необходимо, чтобы время в фотоаппарате было идентично времени в навигаторе.
- Так же неплохо поснимать лагерь во время ночевки и ужина, и выполнения каких-нибудь бытовых работ. По поводу фотографирования пейзажей и местности в нашей компании вопрос не стоит - мы за этим и едем. Для тех, кто об этом забывает, помните, это и есть основные воспоминания!
- IV)Радиосвязь. Желательно в каждой машине иметь хотя бы портативную радио-станцию. Они продаются в каждом магазине, стоят недорого, и нормально работают в пределах 500-800 метров. Все радиостанции должны иметь возможность работы в одном диапазоне. Сотовая связь берет не везде, да и на роуминге разорится можно запросто, если у вас (например как у нас) остановка ради красивого фотоснимка возможна в любой момент. Так же такие рации пригодятся всем, кто отходит в лес от базового лагеря - во первых не надо орать, если потерялся, во вторых используя радиостанцию как пеленгатор, можно выйти к своим обратно.
- Важное примечание (Подсказано Наилем): Все радиостанции должны работать в одном диапазоне. Вместе с "Си-Би" радиостанцией желательно иметь документы о ее регистрации.
- V)Навигация. Желательно иметь хотя-бы один навигатор, лучше навигатор + ноутбук. Само-собой, помимо распечатанных карт и атласов. Бумажный вариант карт стоит иметь при себе еще для того, чтобы не светить местным дорогую аппаратуру, случись их расспрашивать про дорогу.
- Для распросов еще хорошо иметь чистую бумагу и ручку - почему-то у нас все норовят нарисовать, как надо ехать. Про способы навигации я уже писал здесь.
- VI)Лидер и устав команды. (Подсказано Ринатом - к нам не очень относится, стараюсь очень аккуратно относится к составу команды. У нас все это делается по принципу - раз этот чудик хочет за все отвечать и руководить - пусть и руководит, мы и без него все сделаем, но так есть с кого за все спросить.)
- До начала путешествия, особенно если будет много нового народа, необходимо распечатать не только маршрут, но и правила поведения в пути, а так-же ФИО "Главного руководителя". Кроме этого неплохо-бы там-же распределить обязанности каждого члена команды - фотограф, водитель, и т.д. Там-же пишется все, что может вызвать негативные эмоции - время подъема и отбоя, обязанности по лагерю, дежурства по приготовлению еды и мытья посуды, в общем весь список работ и ответсвенных за них. На данном документе расписываются все участники похода.
- Не мной это придумано, но данные меры - когда все знают кто главный, и кто когда что должен делать - значительно снижают возможнось возникновения неприятных ситуаций и "бунтов" в походе.
- VII)"Культура употребления алкоголя". Каждый для себя это решает сам - опишу как у нас. Во время всего "ездового" дня, то есть начиная с подъема, и до постановки лагеря для ночлега - для всех, а не только водителей, действует "сухой закон". Данное правило действует и на лесных и на "асфальтовых" дорогах. Вечером в лагере пожалуйста, никаких ограничений нет, но подъем, завтрак и время отъезда утром идут согласно плану, что, конечно, положительно влияет на "чувство меры".
Attachment | Size |
---|---|
места для недоприводов | 168.84 КБ |
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 6662 просмотра
Вот так.
Всем "походникам-автомобилистам" ознакомление обязательно.
Самурай без меча подобен самураю с мечом, но только без меча.